Осуществление государственного земельного надзора является оной из основных задач Управления Росреестра по Республике Адыгея (далее – Управление). На сегодняшний день государственный земельный надзор осуществляют 10 государственных инспекторов по использованию и охране земель городов и районов Республики Адыгея.

В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 г. № 1, в полномочия Управления входит надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность,  требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях, требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, а также требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Самые распространенные виды правонарушений  в сфере  землепользования – это самовольное занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, а также использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. При этом самовольный захват может быть как уже занятых земель, так и свободных, никому еще не предоставленных.

Некоторые землепользователи устанавливают торговые павильоны, ведут предпринимательскую деятельность, иным образом используют огороженный участок земли или, того хуже, осуществляют капитальную застройку, а потом уже только задумываются над оформлением правоустанавливающих документов на землю, или не делают этого вовсе. Тогда как земельный участок можно начинать использовать только уже имея на руках установленные законом документы, подтверждающие наличие соответствующего права.

Часть землепользователей сознательно идут на нарушение законодательства, пренебрегая оформлением земельных участков, поскольку считают, что проще заплатить штраф или рассчитывают на то, что им удастся избежать ответственности, и что их нарушение выявлено не будет.

При этом, собственник здания не является собственником земли, если она не оформлена в законном порядке. Собственником земли под объектом недвижимого имущества по факту является государство. Владелец недвижимости, расположенной на неоформленном в собственность земельном участке, которая к тому же не стоит на кадастровом учете, заплатит штраф от 5 до 10 тысяч рублей. Если участок состоит на кадастровом учете, то сумма штрафа составит от 1 до 1,5 % от кадастровой стоимости, но не менее 5 тысяч рублей. Для должностных и юридических лиц штрафы установлены в разы больше.

Кроме того, в законодательстве установлены обязанности для субъектов, владеющих земельными участками, вне зависимости от наличия права собственности. В частности, нормами законодательства предусмотрено конкретное назначение участка, отведенного тому или иному лицу. В соответствии с ним должна осуществляться его эксплуатация.

Нецелевое использование земельного участка признается правонарушением, ответственность за которое устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В качестве субъектов правонарушения выступают граждане, юридические и должностные лица.

Так, законодательство предусматривает административное наказание в виде наложения штрафа для лиц, земельные участки которых используются не по целевому назначению (ч. 1 ст. 8.8  КоАП РФ). По общему правилу, расчет производится как процент от кадастровой стоимости участка от 0,5 до 2 % — в зависимости от субъекта правонарушения, либо в фиксированных суммах от 10 000 до 200 000 руб. в зависимости от субъекта правонарушения, если кадастровая стоимость не установлена.

Участки земли, предназначенные для строительства (в т. ч. жилищного), ведения садоводческой и огороднической деятельности в регламентированный федеральным законодательством конкретный срок должны быть использованы для указанных целей. В противном случае лица, владеющие ими, будут оштрафованы.

При этом, штраф будет составлять  от 1 до 5% от кадастровой стоимости участка, в зависимости от типа субъекта правонарушения, либо от 20 000 до 700 000 руб. в зависимости от субъекта обязательства, если кадастровая стоимость не рассчитана.

После оплаты штрафа – землепользователю необходимо будет в определенные временные рамки, установленные предписанием, выданным должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственной функции по государственному земельному надзору оформить документы в соответствии с действующим земельным законодательством Российской Федерации. Если этого сделано не будет – штраф за нарушение придется платить повторно.
Отдел государственного
земельного надзора
Управления Росреестра
по Республике Адыгея


Сетевое издание

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором),
ЭЛ № ФС 77 - 88643 от 05.11.2024 года.